?

Log in

No account? Create an account
Немножко занудства про воспитание - Ускользающая красота [entries|archive|friends|userinfo]
Наталия Федорова

Links
[Links:| Мой сайт Фотосессии Инстаграм 500px Facebook Pinterest Обо мне ]

Немножко занудства про воспитание [Dec. 5th, 2009|12:28 am]
Наталия Федорова
[Tags|, , , ]

Модная нынче идея о необходимости относиться к ребенку как к личности содержит в себе огромный потенциал для спекуляций и "перегибов на местах". Еще бы, быть всепрощающей мамой гораздо проще, чем строгой, хотя иногда кажется, что наоборот. Мама, которая ни в чем ребенка не ограничивает, "прислушивается" к нему и прочее, снимает таким образом с себя львиную долю ответственности, которая необходима для обозначения границ и запретов. "Ребенок сам знает, что ему нужно" - вот формула счастья для любой мамы.

Конечно, я не буду спорить, что до определенного возраста малыш являет собой образец "чистого" человека, в котором преобладает самость и еще не присутствует Эго, формируемое под воздействием социальной среды, или присутствует в очень ограниченных дозах. Это позволяет ребенку быть максимально естественным, следовать за своими нуждами, а не желаниями Эго (Эго и Самость я здесь употребляю в терминологии А.У.Хараша, чуть-чуть подробнее можно посмотреть здесь).

Но с другой стороны, в отличие от зрелого человека, который пришел к самости через Эго, научившись отделять зерна от плевел, ребенок этого делать не умеет. Да, он человек, но он МАЛЕНЬКИЙ человек. И на то и существуют взрослые, чтобы НАПРАВЛЯТЬ. Конечно, максимально прислушиваясь к нуждам ребенка и стараясь их понимать, но прислушиваться и слепо следовать - разные вещи.

Идея о том, что ребенку не нужно ничего запрещать, мне не близка. И даже не из-за того, что я вредна от природы, а просто потому, что человеку в последующем предстоит жить в обществе, которое априори постороено на запретах. Таком образом, ничего не запрещая ребенку, мы изначально формируем у него неверное представление о реальности. Она может нам не нравиться, вызывать отвращение, протест, что угодно, но она такова, какова есть, и ему в ней жить. Поэтому ребенок изначально должен понимать, что такое границы, а также то, что есть кто-то, кто может его ограничивать по совершенно разным причинам.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: irsam
2009-12-04 10:00 pm (UTC)
А мне до года как раз близка была мысль об отсутствии запретов. Не то чтобы ребенок сам знает, как для него лучше, но что ему не понять запреты - значит, надо создать среду, по максимуму понятную. Поэтому я и позволяю несколько больше. Скажем, сын спокойно играет папиными инструментами, берет ножницы под моим присмотром, тот же горох и посуда в нижних ящиках на кухне. Вот чай было жалко, когда рассыпал - но убрать наверх не получилось. Хорошо, рассыпать вскоре перестал. Но при этом где-то вычитала мысль о необходимости границ. Четких, разумных и строго соблюдаемых.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: taily_loom
2009-12-04 10:11 pm (UTC)
Я тоже много позволяю. Но при этом подумала как раз недавно, что должны быть границы, главное, чтобы они были четкими и стабильными. Например, ящики на кухне. У Севы есть "свой ящик", в котором я все разрешаю, а есть тот, про который я говорю: "Малыш, ты же знаешь, что этот ящик мама открывать не разрешает, потому что там то-то и то-то". И я думаю, это правильно.
Конечно, до года такие вопросы не встают практически, вот мы год перешагнули, и, собственно, этот пост об этом как раз :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irsam
2009-12-04 10:18 pm (UTC)
Увидела твой комментарий под другим ником - заинтересовалась, решила посмотреть. Очень хорошая презентация, и фотографии отобраны интересные.
А про ящики - мы кухней обзавелись в Мишкины полгода, и сразу решили, что нижние ящики будут у него в доступе ВСЕ.
Зато что я сразу пресекаю и жестко - это рванье книг.
Да, граница по поводу границ проходит по возрасту год )))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: taily_loom
2009-12-04 10:24 pm (UTC)
Да, с книгами у нас тоже жестко.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: taily_loom
2009-12-04 10:17 pm (UTC)
Про максимально понятную согласна, но не всегда и не везде это возможно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bely_krolik
2009-12-04 10:15 pm (UTC)
согласна.
только ведь существует очень много полярных точек зрения, одни ничего не запрещают, а другие только и делают, что орут НЕЛЬЗЯ. Меня просто в ужас приводят некоторые мамаши на детской площадке, они постоянно дергают ребенка, всё нельзя. Особенно это относится к мамам девочек, которые выводят их в песочницу в белых гольфах, платьях и бантиках летом, а зимой покупают бледно-розовые и белые комбинезоны, в которых можно только в коляске ездить.
одно дело показывать границы, другое ограничивать познание.
мне ближе подход, при котором есть не очень большое количество НЕЛЬЗЯ, а все остальное НЕ надо, не следует и тп. В силу того, что я преподаю английский, я часто употребляю модальные глаголы в русском так, как они употребляются в инглише. Ребенку от этого только польза:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: taily_loom
2009-12-04 10:20 pm (UTC)
Да-да, я тоже нельзя стараюсь говорить редко, остальное время заменяю.
По поводу белых гольф это да)))) Меня тоже поражает :)
А еще как правило, дети, у которых мамы все время орут НЕЛЬЗЯ, как раз мам и не слушают. Они привыкают к НЕЛЬЗЯ как к фону жизни, за которым ничего не следует.
(Reply) (Parent) (Thread)